Русская душа
Летопись о добрых делах и добрых людях
Во имя Отчизны,
во славу
Божию

Аида-Елизавета Айрапетова: «Мы все вернёмся. Нет жизни без России»

Двадцать с лишним лет, прожитые в Канаде, еще больше убедили, что для неё Россия всегда останется Родиной, а душа у неё, армянки, русская и православная.

Благотворительность, которая стала образом жизни для её семьи в последние восемнадцать лет, свидетельствует об этом — делами.

Честь быть первым

Минувшей осенью, в конце октября, из далёкой северо-американской Канады Аида-Елизавета Айрапетова привезла в Архангельск святыни, столь дорогие сердцу русского эмигранта за рубежом, что даже сложно представить, какое особое благословение было дано на это путешествие архиепископом Канадским и Оттавским, Владыкой Иринеем (Канадская епархия Православной Церкви в Америке — ред.). Пояс — часть священнического облачения — святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского Чудотворца, самого прославленного угодника Божия, чтимого русскими за рубежом. Впервые святыня покинула другой континент.

Служение святителя Иоанна выпало на время страшных революций, потрясений и войн XX века. Владыка Иоанн неизменно был со страждущими и обездоленными, помогая им духовно и в житейских бедах. Об этом написано множество книг.

Особой чести — стать первым русским городом, где побывала святыня, — удостоился Архангельск. Символично, наверное, ведь владыка Иоанн был крещён в детстве с именем Михаила, в честь Архангела Михаила.

— Пояс святителя Иоанна обычно находится на престоле в алтаре храма в скиту Серафима Саровского в Роудоне, в провинции Квебек, — рассказывает гостья из далёкой Канады Аида-Елизавета Айрапетова.— Даже в Канаде пояс нечасто выставляется для всеобщего почитания. У нас есть свидетельства чудес, происходивших по молитвам людей у этой святыни, исцеление онкологических больных.

Конечно же, особое вдохновение в эти дни переживали архангелогородцы, о чём написать еще предстоит.

Но сейчас мне хочется поделиться тем, что я узнала об Аиде Альбертовне (Елизавете) Айрапетовой, и рассказать о том, что же движет человеком, который, преодолевая множество препятствий, стремится служить России и Православию.

«Что бы по этому поводу сказала моя бабушка?»

Уехала семья Аиды-Елизаветы из Москвы в Канаду в 90-е, когда её мужа, авиационного инженера, профессионала высокого класса, пригласили по контракту работать за рубеж.

В Канаде к тому времени обосновалось несколько поколений эмигрантов из России «первой волны», в «перестройку» стали приезжать выходцы из бывшего СССР.

Поначалу Айрапетовых кое-кто принял за евреев. Внешне те сошли за «своих»: не славянской внешности, все четверо, муж, жена и дочки, появлялись на улице одетые в строгие драповые пальто и фетровые шляпы. Через неделю после их приезда в Торонто позвонил местный раввин: «Отчего же вы до сих пор не посетили нашу синагогу?» В ответ пришлось объясняться.

Крестили Аиду в детстве, в Армянской церкви.

Особую роль в её духовном воспитании сыграла бабушка Мако.

— Бабушка рассказывала нам сказки. Потом, когда я подросла, мне было лет пятнадцать, выяснилось, что это были библейские истории и Евангелие. Она нашла такой подход передать нам духовное знание. Чистой, ангельской души был человек, бабушка Мако! Она всегда мне говорила: «Веруй в Бога. Он всегда с тобой будет». Потом я даже задумала такую книгу написать: «Что бы по этому поводу сказала моя бабушка?», — улыбается Аида-Елизавета.

В Православие — как в космос

Интерес к Православию зародились у неё с юности. Аида стала приходить на богослужения в церковь. Бывало так, что особо «ревностные» прихожанки выставляли её несколько раз из храма: мол, ты не можешь находиться здесь!

Однажды на Литургии, после подобной ситуации с «лже-ревнителями», батюшка повернулся и через весь храм, громко, поверх присутствующих, сказал Аиде: «Вы стойте там, где стоите. Они сами не ведают, что творят!»

И больше Аида никогда не уходила из храма, выдерживая, порой, насмешки и нападки.

В Канаде, когда она познакомилась с русскими «первой волны» эмиграции, Православная Церковь стала для неё еще ближе и роднее.

— В 2014 году, 12 апреля, в День космонавтики, когда первый человек полетел в космос, чтобы быть ближе к Богу, — улыбается Аида-Елизавета, — через Таинство миропомазания я была присоединена к Русской Православной Церкви чтобы духовно быть ближе к Богу. Покрестили меня с именем великой княгини Елизаветы Феодоровны, преподобномученицы, основательницы Марфо-Мариинской обители. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион, первоиерарх Русской Православной Церкви за рубежом, стал моим восприемником и добрым духовным другом, — рассказывает Аида-Елизавета.

Аида-Елизавета Айрапетова с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, первоиерархом Русской Православной Церкви за рубежом. В день совершения таинства Миропомазания. 12 апреля 2014 года.

Высокопреосвященный  митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион, первоиерарх Русской Православной Церкви за рубежом и Аида-Елизавета Айрапетова. В день совершения таинства Миропомазания. 12 апреля 2014 года.

Отвечая на мой вопрос, почему так долго она принимала решение, собеседница говорит:

— Я долгое время считала, что недостаточно сделала, чтобы быть принятой в Православную Церковь.

Мне было удивительно это услышать. Ведь к тому времени семья Аиды уже много лет деятельно помогала приходам в Канаде, устраивала поездки в Россию принявших Православие американцев… Видимо, такая неспешность говорит о том, насколько серьёзно отнёсся человек к своему решению.

Продолжаем разговор об её духовном выборе.

— Моё восприятие Православия — это красота в простоте, я так устроена, мне нравится простота, — объясняет она. — Очень мне по душе роль женщины в жизни Церкви: сёстры милосердия, духовный подвиг женщин в монашеском постриге, жизнь княгини Елизаветы, великомученицы, и её, не всем понятная, любовь к России, тоже человека по происхождению нерусского.

Не знаю, зачем, откуда, почему в меня вселилась русская душа! — улыбается Аида-Елизавета. — Иногда с этим жить бывает тяжело. Не каждый это может принять, что человек нерусский может быть с русской душой.

Убеждена моя собеседница — нет жизни без России. Однажды, побывав здесь, говорит она, забыть Россию невозможно. Американец, отец Иоанн, с которым они приезжали на Пинежье в 2014 году в Артемиево-Веркольский монастырь, со слезами на глазах говорил: «Как можно было оставить эту землю?! Здесь надо босиком ходить!»

— Это чувства американца, который принял Русское Православие, а что же говорить о нас! — горячо восклицает Аида-Елизавета. Владыка Ириней в разговоре как-то сказал: «Видимо, какое-то время нам нужно быть здесь, в Канаде, чтобы продолжать миссионерскую деятельность Аляскинских монахов…»

Теперь будем возвращаться домой. Мы все вернёмся. Нет жизни без России, — говорит она убеждённо.

Нет жизни без России

Расспрашиваю свою собеседницу о том, как поживают нынче русские в Канаде? Что за настроения царят в их среде?

— Жизнь русскоязычной канадской общины строится вокруг местного православного прихода. Все, кто приезжает из России в Канаду, сразу находят дорогу в храм. Однозначно. Даже те, кто не был крещен, по приезде сразу крестятся и начинают воцерковляться, детей записывают в воскресную школу… Что имеем не храним, потерявши плачем! Осознав это, человек начинает духовно оживать, — рассказывает Аида-Елизавета.

С большим удивлением узнаю от неё, что в Российском Генконсульстве в Канаде ежедневно регистрируется до пятнадцати заявлений на возвращение в Россию.

Оказывается, последней каплей в чаше русского терпения стало введение обязательного с 1 класса предмета по половому воспитанию.

— Случилось это после выборов, когда должность премьер-министра провинции Онтарио заняла открытая лесбиянка. Своим распоряжением, несмотря на многотысячные митинги протеста, она включила этот предмет в школьную программу начальной школы, где учатся дети с 4 до 13 лет. Выпустили учебник. Когда стали его смотреть учителя, им было откровенно стыдно. В одной школе педагоги, не найдя никаких других способов защитить детей, склеивали страницы в учебнике и вырезали самые непристойные картинки.

Судите сами, — говорит Аида Альбертовна.

И я нахожу подробности по ссылке в интернете http://www.pravoslavie.ru/79125.html

Милосердие русской души

Как рассказывает моя собеседница, жизнь соотечественников в Канаде окормляется приходом, батюшкой. Все общественные дела, гуманитарные проекты, даже не связанные с Церковью, проходят через приходской совет.

— Фонд «Русская душа», от имени которого Вы занимаетесь благотворительностью, он работает в этом же ключе, через приход? — спрашиваю я.

— Фонд — это инициатива нашей семьи, личное стремление возродить традицию меценатства. Так мы решили с мужем: будем помогать восстановлению и строительству храмов, воскресных школ, приютов для детей. Не только в Канаде и России, но и на международной арене. Поддерживаем православную миссию в Гане, Уганде, Пакистане. Мы чисто символически называемся фондом, по сути, желая подчеркнуть милосердие русской души, — объясняет Аида-Елизавета.

Узнаю еще об одном замечательном факте, который связан с Архангельском. Оказывается, в Канаде у православных храмов никогда не было настоящих звонниц и колоколов. После знакомства Аиды-Елизаветы с архангелогородцем Андреем Дьячковым, руководителем «Международного центра колокольного искусства», фонд «Русская душа» выделил средства, и в Канаде и США появились первые звонницы: в Свято-Григорьевском храме (Тампа, штат Флорида), а на 100-летие Канадской епархии, в июле 2016 года, была установлена звонница в Благовещенском монастыре, в провинции Новая Шотландия.

— Есть у фонда проект строительства в Канаде воскресной школы и деревянного храма — и только из северного, архангельского леса, — говорит Аида-Елизавета.

Вот такая духовная связь между Архангельском и Канадой. Семья Айрапетовых в Архангельской области вложила свои средства в православные проекты на сумму 15 миллионов рублей. И они намерены продолжать свою помощь.

Золотой Орёл и православный вождь индейцев

С большим интересом узнаю от своей собеседницы о православных индейцах, живущих в Канаде. Коренное население Северной Америки приняло Русское Православие два с лишним столетия назад в результате миссионерской деятельности русских монахов на Аляске. Но всё равно индейцы продолжают держаться от канадцев особняком. Руководит ими осознание, что они на своей земле, в отличие от непрошенных гостей.

Моей собеседнице однажды удивительным образом удалось преодолеть этот барьер.

— Над нашим домом пролетал самолёт. Присмотрелась по привычке: какой авиалинии? Вижу, что над самолётом какая-то точка. Взяла бинокль — над ним птица очень высоко. Сделала приближение на фотоаппарате, сфотографировала. Птица описала круг, словно над нашим домом и улетела. Оказалось, это орёл, да не простой — Голден Игл, Золотой Орёл.

У нас рядом сосед жил, чистокровный индеец. Я показала ему фотографию, и он объяснил, что это священная птица для индейцев, и видеть её мало кому доводилось, даже шаманам. Потом он рассказал об этом случае в резервации, и вождь захотел со мной познакомиться. Для них то, что я видела Золотого Орла — знаково. После этого я побывала на священной земле Манитобы, в старейшем храме в честь святителя Тихона (Беллавина). Мы помогли индейской общине в постройке школы и детской площадки. А до этого они никакой помощи принимать не желали, видя обидное: «Вы нам наше же и отдаёте…»

Людей надо любить и молиться за них. Люди взрослые порой нуждаются в тепле и ласке больше, чем дети, — говорит моя собеседница. — Никого не надо обижать. Вот меня спрашивают, а что вы сделаете, если вас обидят? Пошла бы и помолилась, сначала бы о себе, попросив у Господа стойкости, а потом и за него, за человека, в которого лукавый вселил искушение. Молитвой можно открыть все двери.

Мощный импульс для жизни

И всё-таки, почему — на Север? — спрашиваю я свою собеседницу.

Аида-Елизавета отвечает с южной экспрессией:

-Почему я хочу жить на Русском Севере? Вот шутят: треска, доска, тоска… А я говорю: вы не понимаете, это очень дорогие слова! Я люблю деревянное зодчество, люблю рыбу, а тосковать мне некогда! Вот и всё. Для меня Север — это начало России. Я понимаю, что Россия складывалась вокруг Киева, Москвы. Но почему-то у меня такое чувство, и оно крепнет, чем больше я езжу по миру: спасение России — это Русский Север. Не о дорогах речь, скоростных трассах, которые нужно сделать. Может быть, даже и правильно, что нет этих дорог… Нетронутые места! Моя личная программа возвращения на Родину — только на Русский Север, возрождать северную деревню. Другого я себе представить не могу. Да, есть бытовые проблемы, но, думаю, люди сами себя пугают этими проблемами. Бытовые проблемы существуют, когда ты хочешь комфорта — сидеть на диване с пультом в руке! Мне же нравится уют — это совсем другое! Печка, шаньги и вода из колодца…

Спрашиваю Аиду-Елизавету: а как ваша семья к этому относится?

— Муж мой, замечательной души человек, он не может бывать со мной в поездках, поскольку очень занят по работе. Но он — мой единомышленник и самый главный помощник во всех делах. Ведь, что зарабатывает мой супруг, мы и вкладываем в благотворительные проекты.

Говорят про нас — «обрусевшие». Это неточное выражение. Правильно будет сказать так: величие Православной России нам даёт мощный импульс для жизни. И, как хотите это, так понимайте! Во имя Отчизны, во славу Божию! — горячо говорит Аида-Елизавета, отважная хрупкая женщина с глазами иконописного Архангела Гавриила.

И мои вопросы иссякают сами собой.

Беседовала Изабэлла-Мария Засецкая

http://www.arh-eparhia.ru/publications/61610/